И.С. Житомирский

 

Ханаан – Иудея – Палестина – Израиль

 

    Ханаан 

   Земля, которую сейчас обычно называют Палестиной, а в древности – Ханааном, была одной из первых, на которых примерно девять тысяч лет назад появились люди, успешно занимавшиеся земледелием и скотоводством. По данным археологии время от времени населявшие Ханаан племена по каким-то причинам вымирали, а свойственная им материальная культура (форма гончарных изделий и узоры на них, домашняя утварь, украшения и т.д.) исчезала. Однако плодородные земли долго не пустовали – появлялись носители другой материальной культуры, но с примерно тем же способом хозяйствования. По данным известного историка Дьяконова, уже 5 тысяч лет назад Ханаан населяли западные семиты. 

    Трудолюбие населения и плодородие земли давали возможность получать большие урожаи, а расположение на пересечении торговых путей позволяло ханаанеям выгодно обменивать результаты своего труда и накапливать большие богатства. Это, естественно, возбуждало зависть соседей и требовало от земледельцев издавна селиться в городах за каменными стенами, дававшими на протяжении нескольких тысяч лет надёжную защиту. Стены, однако, перестали помогать, когда примерно 4 тысячи лет назад грабительские набеги на Ханаан стали совершать египетские фараоны, имевшие в своём распоряжении эффективные стенобитные орудия. 

    В период между 3,7 и 3,5 тысячами лет назад  Египет был покорён гиксосами и набеги египтян прекратились. Экономика Ханаана достигла в это время наибольшего расцвета, были накоплены новые богатства.  Поэтому после свержения власти гиксосов Египту уже снова было что грабить. Вторжения египетской армии, разорение ханаанейских городов, грабёж дворцов, угон скота и людей становятся системой. Списки добычи, сохранившиеся на стенах египетских храмов, включают цветные ткани и колесницы, лес и слоновую кость, изделия из золота, серебра и слоновой кости, зерно, масло, десятки и сотни тысяч угнанных в рабство людей, сотни тысяч голов скота.

    Интересно, что египетские фараоны не собирались подчинить Ханаан административно или обложить его города регулярной данью – их вполне устраивали периодические грабежи. Такая политика египтян, приводившая к постепенному обнищанию и исчезновению трудолюбивого населения при богатейших природных условиях,  продолжалась с перерывами, вызванными внутренними проблемами, почти 300 лет – до тех пор, пока у египетского царства было для этого достаточно сил. 

 

    Иудея

    Несколько более 3-х тысяч лет назад в Египте произошли какие-то не отражённые в исторических документах события, полностью и навсегда подорвавшие его мощь. И примерно в это же время на восточной границе Ханаана появились близкие ханаанеянам по языку племена, называвшие себя по имени своего предка домом Израиля. Как донесла посланная израильтянами разведка, лежащая перед ними земля «течёт молоком и мёдом», а населяющий её народ велик и силён. На самом деле, однако, города Ханаана, сильно обескровленные предыдущими набегами египтян, не могли организовать достаточное сопротивление пришельцам и были легко захвачены израильтянами.

    Способ жизни новых хозяев ничем существенным не отличался от старого, так что в мирное время ту же картину процветания можно было увидеть и две тысячи лет назад в Иудее – государстве, созданном коленом Иуды, самым крупным из израильских племён. Римский историк Иосиф Флавий так описывает состояние в этот период северной части Иудеи – Галилеи и озера Кинерет:

    Земля  [Галилеи] очень плодородна, изобилует пастбищами, богата насаждена разного рода деревьями и своим изобилием поощряет на труд самого ленивого пахаря. Немудрено поэтому, что вся страна сильно заселена; ни одна частица не остаётся незанятой; скорее она даже чересчур пестрит городами, и население в деревнях, вследствие изумительного плодородия почвы, также везде до того многочисленно, что в самой маленькой деревне вы найдёте свыше 15 тысяч жителей. ... Она [Галилея] вся возделана и имеет вид огромного сплошного сада...

    Вдоль озера Кинерет тянется страна того же имени изумительной природы и красоты. Земля по тучности своей восприимчива ко всякого рода растительности, и жители, действительно, насадили её весьма разнообразно; прекрасный климат также способствует произрастанию самых различных растений. Ореховые деревья, нуждающиеся больше в прохладе, процветают массами в соседстве с пальмами, встречающимися только в жарких странах; рядом с ними растут также фиговые и масличные деревья, требующие более умеренного климата. Здесь природа как будто задалась целью соединить в одном месте всякие противоположности; здесь же происходит чудная борьба времён года, каждое из которых стремится господствовать в этой местности. Ибо почва производит самые разнообразные ... плоды не только один раз, но в течение всего года беспрерывно. Благороднейшие плоды, виноград и фиги она доставляет десять месяцев в году сряду, в то время, когда остальные плоды по очереди поспевают в течение всего года...

    Иосиф Флавий хорошо знал эти места, т.к. несколько лет был в Галилее тем, что сейчас называется командующим военным округом. Правда, он тогда ещё не был Флавием, а назывался просто Йосеф бен Мататия.

    Флавий, скорее всего, не догадывался, какое печальное будущее ожидает описанную им райскую местность.

 

    Как произошла необратимая катастрофа

    В I-II веках Иудея находилась под властью римлян, которые не только установили жестокие поборы, но постоянно оскорбляли религиозные чувства евреев. Такое угнетение привело к массовым народным волнениям в 66-70 гг. (Иудейская война, участником и описателем которой был Иосиф Флавий) и в 132-135 гг. (восстание Бар Кохбы). Эти выступления были жестоко подавленны римскими войсками, так что после восстания Бар Кохбы страна была полностью обескровлена и опустошена. По словам другого римского историка Диона Кассия:

    50 их укреплённых городов и 985 иных поселений были разрушены. 580 тысяч человек погибли в вылазках и сражениях. Умершим от голода и эпидемий нет числа. Почти вся Иудея превратилась в пустыню. Территория Иерусалима – столицы Иудеи – была распахана, и на этом месте была основана римская колония под названием Элиа Капитолина. (Цитируется по книге израильского писателя ХХ века Зильбера)

    При этом, как отмечает Зильбер, римляне не ограничились разрушением городов и сёл – они полностью уничтожили существовавшую в Иудее развитую ирригационную систему. В результате всех этих действий получился порочный круг, сделавший катастрофу необратимой – при сухом (аридном и семиаридном) климате неорошаемая земля даёт очень низкие урожаи и не может прокормить плотно заселённую страну, а при низкой плотности населения нет ни достаточной рабочей силы, ни материальных ресурсов для восстановления и поддержания ирригационной сети.

    Существовавшая к этому времени в Европе, Северной Африке и Малой Азии обширная еврейская диаспора получила в это время большое пополнение за счёт людей, уведенных римлянами в качестве рабов. Что же касается евреев, продолжавших жить на старом месте, то они и их потомки на протяжении многих веков оставались религиозным и этническим меньшинством на земле предков.

    Невозделанные поля и заброшенные сады стали позднее использоваться кочевниками-бедуинами для выпаса коз, съедавших траву, кустарники и молодые побеги деревьев быстрее, чем они могли восстанавливаться. Когда растительность, впитывавшая и испарявшая воду, исчезла, поросшая ранее лесом и чащами папируса влажная Иорданская долина превратилась в топкое малярийное болото. Некогда обширные леса Галилеи хищнически вырубались и от них осталась лишь малая часть.

    На месте земли Ханаанской, которая на протяжении нескольких тысяч лет текла молоком и мёдом, появилась пустынная и заброшенная Палестина. 

 

    Земля, пустовавшая 1800 лет

    Шли века, возвышались и приходили в упадок новые государства, и Палестина переходила под новое управление. Власть Рима сменилась в IV веке властью его наследника Константинополя. Примерно через 500 лет после поражения Бар Кохбы Палестина попала в состав расширявшего свои владения Арабского халифата, а после его распада в ХI веке власть стала меняться как в калейдоскопе, переходя то к крестоносцам, то от одних мусульманских правителей к другим. Определённая стабильность возникла только в XVI веке, когда Палестиной завладели турки, правившие затем страной 400 лет, вплоть до окончания первой мировой войны.  

    Власти менялись, но состояние Палестины оставалось прежним. Живший в ХIII веке в Испании известный еврейский законоучитель, врач и поэт Моше бен Нахман (Рамбан), посетив Святую землю в 1267 году, т.е. через 1100 лет после восстания Бар Кохбы, сообщал в письме к своему сыну:

    Что я могу сказать об этой стране? Она пустынна и запущена. Самые святые места в ней подверглись, как правило, наибольшим разрушениям. Иудея пострадала больше всего, а в Иудее самая страшная судьба постигла Иерусалим.

    Побывавший в Палестине через 500 лет после Рамбана французский востоковед К. Вольней пишет:

    Я ездил в города, знакомясь с обычаями и нравами их жителей. Я добирался до далёких деревень, где изучал положение земледельцев. Повсюду я видел лишь разбой и опустошение, тиранию и нищету. Каждый день я встречал на своём пути заброшенные поля, опустевшие деревни, города, лежащие в развалинах... Что стало с этой страной изобилия и бурной деятельности? Где пахари и возделанная ими земля, где стада, где всё то, что составляло гордость и украшение этой страны? Увы! Я объехал всю эту пустыню, посетил места, где раньше пышно цвела жизнь, и не видел ничего, кроме запустения и безлюдья... (Цитируется по книге Зильбера)

    Ту же картину рисуют все без исключения путешественники, посетившие Палестину. Уже на самом рубеже ХIХ и ХХ веков русский этнограф Березин отмечает:

    ... Прежде человек собирал и копил ... воду, пуская её живительную струю в виноградники и на поля, но с тех пор, как исторические бури, проносившиеся столько раз над страною, частью разогнали, частью истребили древнее трудолюбивое население, ... страна запустела, покрылась развалинами, оросительные каналы ветер засыпал песком, а дожди затянули илом.

    Как мы видим, чудо не произошло, и оросительная система сама не восстановилась.

 

    Как был разорван порочный круг

    В политической жизни Европы XIX века проходил ряд сложных и достаточно противоречивых процессов, оказавших существенное влияние на положение еврейской диаспоры. С одной стороны, волна революционных движений в середине века привела к тому, что евреи стали в большинстве европейских стран равноправными гражданами, а многие из них быстро заняли ведущие позиции в медицине, юриспруденции, экономике, науке, искусстве, музыке и т.д. С другой стороны, в таких странах, как Франция, Германия и, в особенности, Российская империя, резко усилились антисемитские настроения, проявлявшиеся на Украине и в некоторых других местах России в таких диких и разнузданных формах, как еврейские погромы. 

    Погромы произвели большое впечатление на еврейскую общественность, и всё больше людей склонялись к мысли о необходимости существования собственного национального очага – места, где евреи могли чувствовать себя не презираемыми и ненавидимыми пришельцами, а членами полноправного большинства. И, естественно, первой кандидатурой на роль такого очага стала Эрец-Исраэль – Земля Израиля, предназначенная самим Богом для евреев, или, иначе говоря, Палестина. Одним из первых, кто начал думать и действовать вэтом направлении, был одесский врач Леон Пинскер.

    Пинскер сближается с несколькими кружками студенческой молодёжи, существовавшими в начале 1880-х годов в разных местах России и придерживавшихся тех же взглядов. Обладая крайне скудными средствами, они смогли всё же снарядить в 1882 году для выезда в Палестину первую группу молодых энтузиастов, решивших начать обрабатывать землю, чтобы возродить еврейское сельское хозяйство. Как пишет Р. Неер, 

 ... Были они неумелыми, без денег, и их начинания в Ришон-Леционе, а затем в Хедере и Самарине оказались крайне слабыми и вызвали, в конечном счете, одно разочарование. Чтобы поддержать их, понадобилась помощь барона де Ротшильда, и объединение разрозненных кружков в движение "Ховевей Цион" ("Любящие Сион").

    Неудачный опыт пионеров был учтён их последователями. В начале ХХ века для содействия подобным начинаниям был создан общественный финансовый фонд ККЛ или, говоря современным языком, в качестве спонсора проекта стали выступать не отдельные богатые благотворители, как Эдмон Ротшильд, а вся еврейская диаспора:

    Очень скоро начали поступать деньги из еврейских общин всего мира, особенно от бедных евреев Польши и России, которые непременно хотели хотя бы скромно участвовать в покупке земель в Эрец-Исраэль для еврейского народа. Вскоре в каждой еврейской семье появилась бело-голубая кружка ККЛ, куда клали как мелкие монеты, так и крупные купюры. Собранные суммы целиком шли на покупку земель в Палестине...

    Речь идет не только о покупке земель. Необрабатываемые порой веками, целые районы были покрыты камнями, занесены песком или заросли сорняком. Еврейские первопроходцы при поддержке ККЛ подняли целинные земли, осушили многочисленные болота (источники малярии к тому же), насадили деревья, которые впоследствии изменили экологию страны. Лесонасаждение стало своего рода специальностью ККЛ, у руководителей которых появилась замечательная мысль: сажать деревья в честь рождения детей, заключения браков или в чью-то память. Этот обычай сохраняется и до наших дней, и во многих домах Израиля или заграницей есть красиво оформленные удостоверения о посадке от имени семьи стольких-то деревьев в честь рождения (или бар-мицвы) детей...

    Пионеры тяжело работали в киббуцах (коммунах) или мошавах (кооперативах) на землях, которые им сдавал в аренду ККЛ и которые они своими руками сделали плодородными...

   Так трудами молодых энтузиастов и при финансовой поддержке всей диаспоры на месте пустынной и заброшенной Палестины появилась земля с развитым сельским хозяйством, составившим основу экономики возникнувшего впоследствии государства Израиль. Более того, благодаря массовым посадкам деревьев и целых лесов, эта земля стала всё более напоминать райские сады.

 

    Неожиданные последствия реализованной мечты

    Одним из важных доводов при выборе Палестины в качестве будущего еврейского национального очага была очень слабая заселённость её территории. Это означало, что ожидавшийся наплыв еврейских иммигрантов быстро сделает евреем подавляющим большинством в многонациональном населении страны.   

    Между тем, героический труд пионеров и щедрость евреев диаспоры привели в конце 20-х – 30-х годах ХХ века к заметному оживлению экономики находившейся под Британским мандатом Палестины. Поскольку у ближайших соседей в это время царили депрессия и безработица, это немедленно привело к массовой иммиграции в Палестину арабского населения из соседних стран, также входивших в Британскую Империю (прежде всего, конечно, из Египта). Беспрепятственная арабская иммиграция во много раз превышала еврейскую, которой Британские власти всячески мешали. Эти миграционные процессы совпали по времени с резким понижением рождаемости, проявившимся в середине ХХ века во всей Европе и, в частности, в еврейских семьях, и полным отсутствием такого понижения в арабских семьях.

    В результате возникла новая демографическая ситуация, которую никак не могли предвидеть отцы-зачинатели сионистского движения и последствия которой могут весьма неблагоприятным образом сказаться на положении государства Израиль через несколько десятилетий. 

 

Вернёмся к началу

    Как же было создано процветающее поливное земледелие много тысяч лет назад, когда впервые появились Ханаанские агрогорода? Ведь для использования этой технологии, хорошо известной сейчас, но совершенно новой в момент её первого появления, необходимо одновременное выполнение ряда условий:

/*как было установлено Н.И. Вавиловым, эти злаки впервые появились на Земле именно в Ханаане, причём там и тогда, где и когда они были использованы древними земледельцами*/

/* крупный рогатый скот впервые стал использоваться и его содержание стало выгодным именно в местах первого поливного земледелия*/

    Иначе говоря, мы снова имеем дело с тем же замкнутым кругом – для обеспечения высокопроизводительного производственного цикла была нужна высокая плотность населения, а для жизнеобеспечения густого населения был нужен высокоэффективный производственный цикл.

    Изначально как у людей, населявших Ханаан, так и у их современников на всей Земле, все эти условия не выполнялись. И, тем не менее, «земля, текущая молоком и мёдом», возникла!

    Поэтому ответ на вопрос, как это всё могло появиться, может быть только один: достаточно многочисленное население, обученное необходимым технологиям и снабжённое соответствующими ресурсами могло появиться только при вмешательстве «потусторонних сил» (из «экстра-измерения»).   

 

 И.С. Житомирский

Дата последнего обновления:  03.07.08

Главная страница

 

Hosted by uCoz