П. Повар

Что такое хорошо и что такое плохо

с точки зрения различных религий  

     Жизнь в обществе требует соблюдения определённых правил

     В любом человеческом коллективе между его членами неизбежно возникают конфликты интересов, для разрешения которых необходимо наличие определённых правил поведения. При отсутствии таких правил и средств контроля за их исполнением коллектив неминуемо погрязнет в склоках и развалится.

     Существуют два основных механизма регулирования отношений между людьми, позволяющих разрешать возникающие коллизии – мораль и право.   

     Мораль (нравственность) – убеждения, представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», сознательно принимаемые человеком как руководство к действию.

     Мораль – самый древний способ стабилизации общественного уклада, эффективно работавший уже в условиях родового строя, когда каждое племя имело свой, общий для всех членов племени и хорошо им известный краткий свод правил поведения.

     Наиболее эффективной оказалась формулировка моральных правил в виде небольшого перечня нравственных табу – поступков, которые нельзя совершать ни при каких обстоятельствах. Так у живущего в Андах, на западе Южной Америки индейского народа аймара, в горных поселениях которого и по сей день сохранились древние обычаи, моральный кодекс состоит из трёх заповедей: «Будь невором, нелжецом, нелентяем».

    По-видимому, первый в мире записанный моральный кодекс (10 заповедей, данных Моисею Богом на горе Синай), появился у евреев более трёх тысяч лет назад. Вот эти заповеди в несколько сокращённом виде.

  1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем моим.

  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты......

  5. Почитай отца твоего и мать твою. 

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй (т.е. не имей половых сношений вне брака).

  8. Не кради.

  9. Не лжесвидетельствуй.

  10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

    Как нетрудно заметить, все заповеди, кроме пятой, содержат нравственные табу и только пятая – нравственное предписание почитать родителей. Между тем, предписания такого рода обычно малоэффективны, т.к. очень трудно или даже невозможно указать такие поступки, которые должны выполняться при всех обстоятельствах. Так, каждый из нас может найти в своей жизненной практике примеры родителей, не заслуживавших почитания хотя бы по той причине, что они грубо нарушают другие заповеди.

 Кроме заповедей, моральные требования изложены и в других частях Торы («Пятикнижия Моисеева» в христианской Библии), в основном в книге «Ваикра» (В Библии «Левит»). Например (Левит, 19) :

  «... Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга ...

    Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему...

    Не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего ...

    Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя ...

    Пред лицем седого вставай и почитай лице старца ...

    Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя, ибо и вы были пришельцами в земле Египетской ...

    Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные ...»      

    И опять мы видим, что нравственное предписание любить всех людей без изъятья в реальной жизни практически невыполнимо и вряд ли кто-нибудь из нас видел живого человека, который бы его неукоснительно соблюдал.

     Хотя большинство членов любого племени старалось придерживаться правил морали с самого начала сознательной жизни, всегда существовали люди, которые не хотели добровольно следовать общим установлениям и в той или иной форме нарушали принятый порядок. Поэтому, как правило, наряду с моралью в той или иной форме существовал другой механизм – механизм принуждения.        

   Право – свод законов, определяющих наказания за совершённые проступки, и суд, определяющий степень виновности и назначающий наказания.

    Первый из известных в истории человечества кодекс законов был разработан в Вавилоне царём Хаммурапи примерно 3800 лет назад. Этот кодекс был очень суровым - почти все проступки влекли за собой смертную казнь.

    Несколько позже, около 3-х тысяч лет назад, одновременно с моральным кодексом появился правовой кодекс у евреев, изложенный в Торе (утверждается, что Моисей записал его со слов Бога). Вот наиболее существенная часть этого кодекса (Левит, 24):

« ... И сказал Господь Моисею, говоря:

... и сынам Израилевым скажи:

кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой;

и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьёт его всё общество:

пришелец ли, туземец ли станет хулить имя, предан будет смерти.

Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.

Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё, скотину за скотину.

Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб;

как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать...

Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца;

ибо я Господь, Бог ваш».

/* По широко распространённому заблуждению правовую норму этого кодекса «око за око, зуб за зуб» почему-то считают нормой морали*/

 Ещё один из законов (Второзаконие, 21):

«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся».

    Как мы видим, в то время «суд и расправу» творили старейшины с активным участием всех  членов общества. Позднее таких простых средств оказалось недостаточно и для исполнения законов потребовались специальные правоохранительные органы. Эффективно работающие правоохранительные органы делают наказание неотвратимым следствием преступления. Только в этом случае люди с преступными наклонностями «услышат и убоятся». Таким образом, в правовом обществе преступления предотвращаются страхом наказания.

    Но, если на улице темно, а полицейского поблизости нет, то, может быть, стоит рискнуть и ограбить какого-нибудь наиболее беззащитного прохожего? Как мы видим, право не может достаточно эффективно работать, если у большинства членов общества нет прочных моральных устоев.

   Хорошо организованное общество должно быть основано как на крепких моральных устоях, так и на прочном правовом механизме.

      Моральные кодексы различных религиозных групп

    Буддизм

   Близкие к иудейским моральные требования были сформулированные около двух с половиной тысяч лет назад в Индии Шакьямуни (Буддой), в пяти правилах  «панча шила» (отказ от убийства любого живого существа, от воровства, от лжи, от употребления алкоголя, а также соблюдение супружеской верности), однако у буддистов «моральная планка» была поднята выше – нельзя убивать ничего живого. Буддистский монах согласно существующим правилам должен прежде, чем выпить чашку воды, заглянуть в неё и убедиться, что туда не попала муха или другое живое существо – иначе монах может проглотить его и тем совершить большой грех.

    Учение Кон Фу-цзы

   Примерно в то же время, что в Индии Шакьямуни, в Китае изложил своё учение Кон Фу-цзы (Конфуций).

Пять постоянств благородного человека Кон Фу-цзы

   Вот некоторые положения из более развёрнутого изложения учения Кон Фу-цзы:

 ... Чествуя усопших родителей, сын усиливает свою любовь к ним, усиливает сознание справедливости, следовательно, все качества, которые служат залогом его благоденствия и долголетия...

   Отец должен быть милостив, а сын почтителен; старший брат должен быть ласков, а младший покорен; муж должен быть верен, а жена послушна; старший должен быть снисходителен, а младший послушен; государь должен быть человеколюбив, а чиновник предан – вот десять видов справедливости ...

   В Поднебесной пять кореных отношений: между государем и чиновниками, между родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями, и везде главная добродетель – повиновение».

  «Существует единая, неизвестно как возникшая природа. По внешности она двойственна и является человеку в виде неба и земли. Во внутренней своей жизни природа представляет постоянную борьбу двух сил – Янь, положительная сила, и Инь – отрицательная. Своими силами и веществом природа производит человека, который должен прожить на земле некоторое время, а затем умереть. Так как человек рождается с разными потребностями и желаниями, то он стремится удовлетворить их. Но человек живёт на земле не в одиночестве: он рождается, растёт и живёт в кругу семейства, общества, государства, человечества и может удовлетворить всем своим потребностям только в общении с другими людьми. Так как родители – первые люди, к которым человек становится в необходимые и самые первые отношения, то родители и являются для него основой и пробным камнем всех других отношений. Отсюда вытекает учение о сыновнем благочестии. Почтительный сын устанавливает добрые отношения с родными.Отсюда вытекает учение о братском согласии. Научившись доброму отношению к членам родной семьи, человек может создать новую, свою семью. Став отцом семейства, человек становится вместе с тем членом общества, государства, человечества. Разнообразные отношения требуют от него соответствующих качеств, и человек должен развить их в себе, если не хочет нарушить гармонии и сократить чрез то свою жизнь или повредить своему благоденствию. Таким образом человек, развивая семейные и общественные добродетели, становится культурным, т.е. стремится развить свои лучшие инстинкты и потребности. Если он достигнет этой цели, то благоденствие его обеспечено. Таким образом, высшее благо, счастье, возможно на земле только в том случае, если человек правильно понимает сущность благоденствия и правильно относится к другим людям. А этому он может научиться, исполняя хорошо сыновние обязанности, и потому сыновнее благочестие есть залог общечеловеческого счастья и мирного прогресса.

***

    Кроме развёрнутого нравственного учения, Кон Фу-цзы сформулировал краткий и универсальный нравственный принцип: «Как я не хочу, чтобы поступали со мною люди, так и я не должен поступать с людьми».

    Живший на пятьсот лет после Кон Фу-цзы и на несколько десятилетий ранее Христа еврейский философ-гуманист и вероучитель рабби Хиллель независимо пришёл практически к той же формулировке: «Не делай другому того, чего бы ты не хотел по отношению к себе». В отличие от Кон Фу-цзы, рабби Хиллель считал, что весь моральный кодекс может быть сведен к этому простому, всем понятному и потому более доступному для широкого применения правилу.  

    Подумать только, как было бы хорошо жить в человеческом обществе, если бы все следовали одной этой заповеди!

    Учение Иисуса Христа

    Новое нравственное учение, оказавшее в дальнейшем громадное влияние на всю человеческую историю, было развито Иисусом Христом около двух тысяч лет назад. Иисус Христос, который сам был верующим евреем, естественно не отвергал никаких существовавших до него около тысячи лет моральных установлений, но добавил к ним некоторые новые, более высокие требования (отмечены красным цветом).

   (От Матфея, 19:16-24, 29)

   «И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

  Он же сказал ему: что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди.

    Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего своего, как самого себя.

    Юноша говорит ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё не достаёт мне?  

    Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною.

    Услышав слово сие, юноша отшёл с печалью, потому что у него было большое имение.

    Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому войти в Царство божие»

    «И всякий, кто оставит домы или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»    

   (От Луки, 6:27-31, 37)

«Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благославляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя давай и от взявшего твоё не требуй назад.

  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними...

  Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете».  

   Из последнего высказывания Христа следует, что он отрицает право, как таковое, право, как общественный институт. Обоснование же этого отрицания содержится в другом отрывке:

(От Иоанна, 8: 2-12):

«А утром опять пришёл во храм, и весь народ шёл к нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши её посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом по земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

   Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей : женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

   Иначе говоря, поскольку все люди грешны, то никто не имеет морального права быть судьей, а, тем более, палачом. А отсюда следует, что суд и расправа, производимые людьми, в основе своей греховны и аморальны. 

   Вообще «красные» моральные требования безусловно сильнее «оранжевых», но много ли находилось христиан, которые их выполняли? По-видимому, Л.Н. Толстой и его последователи, а также американские квакеры – это редкие примеры такого рода.

   Интересно также, как перефразировано у Иисуса более раннее положение рабби Хиллеля (и то, и другое выделено синим) - нравственный запрет Хиллеля превращён у Иисуса в нравственное предписание. Хотелось бы, чтобы читатель примерил оба положения на себя и представил, как бы ему хотелось, чтобы поступали с ним – по Хиллелю или по Христу? 

   Ислам

   В Коране – священной книге Ислама, наиболее поздней из мировых религий, созданной Мухаммедом через 1500-2000 лет после иудейской и через 6 веков после христианской религии и на их базе, моральные принципы существенно преобразованы.

    Наиболее часто повторяются в разных местах нравственные правила, касающиеся бизнеса, раздела собственности и семейных взаимотношений. Далее приведены примеры из сур 17 и 23 (используются переводы с арабского В. Пороховой и Ю. Крачковского).

  - Сура 17, 37 (35): «И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами. Это – лучше и прекраснее по результатам».

  - Сура 23: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

1. Поистине, (В конце пути земного) Восторжествуют те, кто верует,

2. Кто с кротостью (колени преклонил) в молитвах

3. И избегает пустословья,

4. Кто правит очистительную подать

5. И от желаний плотских воздержаться (может),

6. Довольствуясь женой или рабыней, (Которой он свободу подарил и в жены принял), - Их порицанье Наше не коснется.

7. А те, (чьи страсти) за пределы этого выходят, - Те — нарушители (Господнего устава, Что Он вменил им в Свой Завет).

8. Кто соблюдает обязательства свои и договоры,

9. Часы молитвы тщательно блюдет, -

10. Они, поистине, наследниками станут

11. И Рай в наследие получат, В котором им навечно пребывать.

   Одним из важных нововведений Мухаммеда является подробная разработка понятий Рая и Райского блаженства, часто объявляющихся наградой после смерти тем, кто добросовестно выполняет моральные правила. Если же, всё-таки, находятся люди, не выполняющие моральные требования, то к ним уже при жизни применяются достаточно суровые правовые положения:

- Сура 5, 42 (38): «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах – великий, мудрый!».

- Сура 24, 2: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих».

   Как мы видим, отношение к правовым институтам у Мухаммеда диаметрально противоположно тому, что было у Христа.

   Наиболее же существенное отличие учения Мухаммеда от всех прототипов заключается в отношению к убийству. Если в иудаизме и христианстве заповедь не убивай была строгой и безусловной, то в Коране это требование существенно смягчено:

  - Сура 4, 94 (92): «Тому, кто верует в Аллаха, не дóлжно верных убивать, разве что только по ошибке».

    Но, как все понимают, «разрешено всё, что не запрещено» и, значит, убивать немусульманина вполне допустимо и, более того, как мы сейчас увидим, даже вводится в обязанность.

  - Сура 5, 56 (51): «О, вы, кто верует! Вы не берите в друзья себе ни иудеев и ни христиан: они – друзья один другому. А тот из вас, кто в друзья их взял, - Тот сам из их числа».

  - Сура 9, 124 (123): «О, вы, кто верует! Сражайтесь с теми из неверных, кто близок к вашим (очагам). И пусть они найдут суровость в вас!»

   Вообще, религиозная нетерпимость проходит красной нитью через всё учение Мухаммеда.

 

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Индуизм

  Ману, отец рода человеческого, сформулировал чёткие руководящие принципы (Ману-смрути) для людей

Hindu:

 Manu, the father of human race, has set out strict guidelines (Manu-smruti) for humans during the four stages of live and in the conduct of assigned functions during a lifetime. The prescribed aim for a Hindu is to lead a life in such a manner as to improve oneself, body and soul, toward perfection for the ultimate liberation (moksha) from the cycle of life and death. The cumulative merits (punya) and demerits (papa) determine the extent and the number of lives. Human qualities are classified under three modes (guna) – satvik, rajas and tamas.

  The satvik qualities relate to the essence of good life, the rajas describe those pertaining to sensual pleasure, and tamas are attributed to human weaknesses and are detrimental to well-being. Lust, greed, hatred, excessive indulgence and wilful destruction are tamas activities.        

Buddhist:

  In the Buddhist tradition, the concept of sin and all the perceptions that are associated with that word do not exist. One way of classifying actions is by considering them to be wholesome, unwholesome or neutral, skilful, unskillful or neutral. Here, skillfulness or wholesomeness refers to the motivation that underlies an action. The classification also takes into account the intensity or the degree of wholesomeness or unwholesomeness. To yell abusively at someone with anger is unskillful. The same principle applies to skilful actions of generosity and courage.

   Actions that are skilful or unskillful have results that will manifest physically, psychologically and/or socially and will manifest immediately, later in one’s life or in future birth. The manifestations of these results will depend on the quality of the intention that motivated the act. An act that was motivated by deep compassion and wisdom will result in a consciousness that is more imbued with these same qualities of wisdom and compassion. An act that is selfish and violent will result in a consciousness afflicted by more selfishness and violence.      

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Взаимодействие морали и права

   Что же всё-таки важнее – право или мораль? И могут ли они существовать друг без друга?

   Как легко понять, мораль не может обойтись без права, т.к. в любом обществе имеется определённый процент людей, не считающих необходимым придерживаться общепринятых моральных норм. Моральный кодекс говорит: «Не кради!», а они крадут. Говорит: «Не убивай!», а они убивают. Оградить общество от таких людей и должны правоохранительные органы (суд, прокуратура, полиция). При этом, конечно, никакое общество не застраховано от того, что аморальные люди попадут в правохранительные органы, будут брать взятки и «творить суд неправый». Однако, если в целом в обществе доля аморальных людей достаточно мала, то и в правоохранительных органах их будет немного, а те, что там окажутся, долго не продержатся, будут изоблечены и преданы правому суду. 

    Если же аморальных людей в обществе больше половины, то картина в корне меняется – аморальные люди составляют в правоохранительных органах большинство, занимают начальственные позиции, быстро выживают оттуда честных людей, взяточничество становится повсеместным и довольно скоро эти органы превращаются из правоохранительных в «правонарушительные». Таким образом, право без морали также не работает.

    Реальный моральный статус различных обществ

    Как мы видели, моральные представления основных мировых религий заметно отличаются друг от друга. И возникает вопрос – как эти различия отразились на реальном жизненном укладе народов, исповедующих ту или иную религию.

   Примером того, как иногда достаточно высокая мораль может обходиться без правоохранительных органов, явлются еврейские общины в средневековой Европе. Евреи были повсеместно загнаны в гетто, должны были при выходе из гетто быть одеты в особый, предписанный им костюм и носить специальный отличительный знак, а также лишены многих экономических и гражданских прав, которые имели христиане. Однако им было оставлено одно важное право – общинное самоуправление. Это означало самостоятельный сбор налогов и организацию всей внутриобщинной жизни – образование, пособия вдовам и сиротам и, наконец, «суд и расправу». Однако, последнее оказалось ненужным. Все члены общины, которая насчитывала обычно несколько сот человек, знали друг друга от рождения до смерти и очень дорожили своей репутацией. Раввины, которыми становились наиболее образованные и уважаемые люди были высшим моральным авторитетом и к ним обращались за разрешением всех споров. Самое большее наказание, которое мог дать раввин – это денежный штраф в пользу общины, но и к нему прибегали очень редко. И никаких краж или, не дай Бог, убийств! И только значительно позднее, когда евреи вышли из гетто и местечек в мир больших городов, появились евреи-преступники, такие как известные персонажи рассказов Бабеля.

   Другой пример, относящийся к случаю, когда строгое выполнение жестоких законов может со временем воспитать мораль, дают мусульманские страны. Воспитываемое с детства знание законов Шариата  и понимание неизбежности наказания за их нарушение привело со временем к чётким представлениям о «плохом» и «хорошем», т.е. превратилось в моральное сознание.

   А как же обстояло дело в христианских странах, где создание правовых институтов, а также армии и других атрибутов государства должно было казалось бы неминуемо вступить в противоречие с учением Христа? Здесь выход был найден апостолом Павлом и другими «отцами церкви», которые настолько «развили» и «дополнили» учение Христа, что многие его положения просто поменяли знак. И вместо кротости, любви к врагам и всепрощения появились крестовые походы, молитвы за победу «Христолюбивого воинства», а также суды, пытки и жестокие казни, осуществляемые «Христолюбивыми» монархами и даже непосредственно церковными органами, такими как Святая Инквизиция.  

    Отметим, наконец, что морально-правовое состояние общества, вопреки утверждению теории Маркса о первичности экономического базиса, оказывает решающее влияние на состояние экономики. Так было всегда, но особенно очевидным это стало теперь, когда прямая зависимость экономического оживления от притока инвестиций уже ни у кого не вызывает сомнений. Но каких можно ожидать инвестиций в экономику страны, в которой процветают коррупция и рэкет, а деловые партнёры не держат слова?

 

Кто отвечает за моральное воспитание

   Как мы видели, частью морального кодекса всех мировых религий являются заповеди, направленные на укрепление семьи. И это не случайно, т.к. прежде всего семья может привить человеку прочные моральные представления. При этом, конечно, неободимо,  чтобы:

 1) сами родители были высокоморальными людьми;

 2) дети уважали родителей;

 3) семья была достаточно прочной.

   Часто ли выполняются эти условия в современном западном обществе? Наоборот, мы видим повсеместно учащающиеся разводы, постоянные конфликты между родителями, а это никак не прививает детям уважение к ним.

   Обычно предполагается, что, кроме семьи, в моральном воспитании участвуют и другие общественные институции (школа, художественная литература, церковь и т.д.), однако в реальной жизни это далеко не так.

   Современная школа вообще не ставит своей задачей нравственное воспитание – на это не отведено времени в школьных программах, а сами учителя редко могут служить образцами морали для своих учеников. Более того, отделённая от церкви школа в принципе не может заниматься нравственным воспитанием, т.к. ученики могут принадлежать к разным религиозным конфессиям, которым, как мы видели, присущи заметно отличающиеся моральные нормы.

    Писатели, бывшие «инженеры человеческих душ», тоже не отличаются, как правило, высоконравственным поведением, и доходность издания волнует их несравненно сильнее, чем моральное воспитание детей. Да и дети значительно больше интересуются интернетом и компьютерными играми, чем чтением художественной литературы.

   Что же касается церкви, то её роль в современном западном секулярном обществе стала ничтожно малой. Большинство людей, формально исповедующие христианство, являются на деле скептиками или атеистами.      

    

                          К чему приводит многокультурное общество

    После первой мировой войны, приведшей к распаду четырёх великих империй – Австро-Венгрии, Оттоманской империи, России и Германии – было искусственно создано много стран, население которых состояло из представителей разных конфессий, имевших разные нравственные предписания. Например, в Югославии в одно государство были объединены православные христиане (сербы, черногорцы и македонцы), католики (хорваты и словенцы) и мусульмане (боснийцы). В Чехословакии примерно половину населения составляли чехи-протестанты, а вторую половину – словаки-католики.

    После второй мировой войны произошёл распад ещё двух колониальных империй – Британской и Французской. В результате появились новые многоконфессиональные независимые государства, такие как Индия.

    Как показала новейшая история, в таких многоконфессиональных странах быстро возникали межконфессиональные конфликты, а иногда и продолжительные войны, вызванные тем, что представители разных конфессий по разному понимали, что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что для одних было нормой, другим казалось отвратительным и недопустимым. Опасность возникновения кровавых конфликтов была особенно велика в тех случаях, когда ни одна из конфессий не имела решающего численного преимущества, которое позволило бы установить безоговорочное господство над другими.        

    В настоящее время во многих странах (особенно это относится к странам эмигрантов, таких как США, Канада и Австралия) постепенно создаются новые «многокультурные» общества, которым угрожает та же самая опасность. И если ещё недавно сохранялась надежда на «плавильный котёл», который должен был заставить всех новых эмигрантов принять моральные принципы уже существующего общества, то теперь уже стало ясно, что эти надежды оказались тщетными. Представители разных сообществ селятся в отдельных кварталах, образующих своеобразные «гетто», и тщательно охраняют свои традиции и нравственные устои. Всё это говорит о необходимости крайней осторожности в выборе иммиграционной политики.

 

                                                                                     Дата внесения последних изменений: 2012/01/09

Главная страница

 

 

Hosted by uCoz