Главная
страница
Смысл цвета
текста:
Цитаты
из чужого
текста
Наиболее
важные
выводы
Проблемы
и гипотезы
/*
Комментарии
*/
Гиперссылки
Транспортная
сеть
В эукариотных
клетках в
настоящее
время
установлено
наличие везикулярного
транспорта
белковых
молекул.
Поскольку пассивное
перемещение
крупных
молекул в принципе
не может
обеспечить
жизненные процессы
в клетке, как в
эукариотных,
так и в
прокариотных
клетках
должна
существовать
также
транспортная
сеть,
обеспечивающая
доставку в
нужное время
и в нужное
место молекул
субстратов
и продуктов
реакций.
В эукариотных
клетках в
настоящее
время
установлено
наличие везикулярного
транспорта
достаточно
крупных
частиц –
макромолекул
или даже
целых
органелл.
Переносимая
частица
помещается в
этом случае в
специальную
тару – везикулу,
на которой
обозначен
адресат,
погружается
на «спину
носильщика»
– моторного
белка,
который
передвигается
по
монорельсу – микротрубочке.
Из
статьи А.
Кашиной Цитоскелет:
Среди ассоциированных
белков
особую роль
играют так называемые
моторные
белки.
Моторные
белки
обладают
уникальным
свойством.
Они умеют
преобразовывать
энергию АТФ –
универсальной
энергетической
молекулы в
клетках – в
механическую
энергию
движения.
В
упрощенном
виде
моторные
белки
выглядят
как палочки
на двух
ножках
(рисунок 3).
Каждая
ножка – или,
как говорят в
этой области
науки,
головка – это
моторный
центр, который
может
генерировать
«шаг» в
процессе
гидролиза одной
молекулы АТФ.
Моторные
«ножки»
гидролизуют
АТФ по
очереди. Пока
одна из них
гидролизует
и делает шаг,
вторая стоит
на месте. В
целом
получается
точно как
ходьба –
молекула мотора
идет,
переставляя по
очереди одну
ногу за
другой. А на
«спине»
своей мотор
несет груз –
внутриклеточную
частицу или
органеллу. Так
осуществляются
все формы
активного
внутриклеточного
транспорта
органелл и
крупных
частиц – от
транспорта
пигментных
пузырьков в
процессе
смены окраски
у рыб до
транспорта
хромосом в
митозе.
Моторные
белки очень
специфичны.
Каждый из
них
переносит
только
определенный
тип органелл
или частиц.
Каждый из них
строго
специфичен к
своей фазе
клеточного
цикла – в
интерфазе
моторов
немного, а в
митозе,
когда все
усилия
брошены на
быстроту и точность
в
распределении
генетического
материала,
действует не
менее
десятка
разных моторов.
Но
главное
различие
моторов – в типе
внутриклеточных
«рельс»,
которые они
используют
для
транспорта.
Два основных
типа моторов –
кинезин
и динеин
– движутся
только по
микротрубочкам,
причем
кинезин
всегда шагает
в
направлении
края клетки,
а динеин
движется к
центру.
Третий мотор
– миозин
– движется
только по
актину.
Разные типы
миозина
принимают
участие в
сокращении
мышц и
немышечных
актиновых
пучков, в
движении
органелл в цитоплазме
и в
образовании
перетяжки
при делении
клеток.
Конечно, этим
не
ограничиваются
функции этих
трех моторов,
да и
разнообразие
у них – будь
здоров. Но
это уже
совсем другая
история.
Пассивное
перемещение
крупных
молекул в принципе
не может
обеспечить
жизненные процессы
в клетке.
Поэтому
все
перемещения
внутри
клетки как
молекул
субстратов и
продуктов
реакций, так
и мобильных
аккумуляторов,
должно
производиться
соответствующей
транспортной
сетью.
И.С.
Житомирский
Дата
последнего
обновления: 27.02.08
Главная
страница