Главная страница

Социализм гидравлических цивилизаций

    Капитализм после социализма

    Всестороннее исследование памятников древнейших обществ, проведенное во второй половине 20-го века, заставило историков существенно пересмотреть господствовавшие до того концепции. Выяснилось, что марксистское представление этапов исторического общественного развития

1.      Первобытный коммунизм

2.      Рабовладельческий строй

3.      Феодализм

4.      Капитализм

5.      Социализм

6.      Коммунизм

верно почти что с точностью до наоборот.

     На самом деле «первобытный коммунизм» не был коммунизмом (в первобытном обществе с самого начала присутствовала частная собственность), а социализм со второго места от конца перемещается на второе место от начала, т.к. именно древнейшие государства Месопотамии и Египта, а не Советский Союз были «первыми странами победившего социализма». В этих государствах, называемых иногда «гидравлическими цивилизациями», т.к. их хозяйство было основано на крупномасштабных мелиоративно-ирригационных системах, с самого начала господствовала общественная (номовая, государственная, общинная) собственность на средства производства. И при этом социалистический строй продержался в Египте более 2000 лет, а в Месопотамии – около 1000, тогда как в Советском Союзе всего лишь около 60 лет.   

     Третий от конца по марксистской теории строй – капитализм – впервые появился, как выяснилось, в Месопотамии 4 тысячи лет назад сразу после мгновенного развала социалистического колосса, а феодализм в чистом виде был лишь эпизодическим явлением.

     Что касается рабства, то оно в тех или иных формах, по-видимому, существовало всегда, наверняка существует и в наше время, однако основой экономики рабство бывало довольно редко. Наиболее известными примерами в основном рабовладельческого хозяйства являются Древние Греция и Рим, а также Россия ХVII-XIX веков (крепостничество было на самом деле типичным рабовладением – чтобы убедиться в этом, достаточно почитать «Пошехонскую старину» Салтыкова-Щедрина).

     В первых социалистических обществах рабство тоже существовало – у наиболее состоятельных людей были личные слуги, которых можно было купить или продать. Однако, в экономике государства эти рабы не играли никакой роли. Главными работниками были люди, формально свободные, но абсолютно бесправные, низведенные до положения рабочего скота.   

 

  Социализм с аккадско-шумерским лицом

  Апогей социализма в Месопотамии 

    Примерно 4 ТЛН в Междуречьи Тигра и Евфрата уже около 100 лет существовало сильное государство со столицей в г. Ур – Царство Шумера и Аккада, в котором правила III династия Ура. Под властью царей III династии была объединена колоссальная территория – вся Нижняя и часть Верхней Месопотамии, а также земли за Тигром и соседняя с Востока страна Элам. И на всём этом пространстве функционировала единая государственная система, созданная царём-реформатором Ур-Намму и его сыном Шульги. Начав с приведения в порядок запущенной предшественниками ирригационной сети, эти цари занялись затем последовательным укреплением своей власти с доведением централизации до возможного предела.

    Все автономные хозяйства номов были ликвидированы и объединены в одно государственное хозяйство, управляемое царской администрацией. Большинство населения составляли работники, которых называли гурушами – «молодцами», и работницы нгеме («рабыни»). Вся эта «трудовая армия», численность которой составляла 1-2 миллиона человек, была разбита на отряды, состоявшие из лиц определённой профессии: земледельцы, скотники, медники, рыбаки и т.д. По решению администрации любой отряд мог быть переброшен на другую работу, в том числе и не соответствующую его специализации.

    Степень эксплуатации была предельно высокой – работали от зари до зари без выходных дней. Исключение делалось только для женщин, которые не должны были работать в «нечистые» дни. И за весь этот каторжный труд полагался стандартный паёк – 1,5 литра ячменя в день на гуруша, 0,75 литра на нгеме, чуть-чуть растительного масла и немного шерсти. Значительно более высокую плату получала «номенклатура» - администраторы, воины, учётчики, квалифицированные ремесленники.

    Основателю советского государства В. Ленину принадлежит мудрое высказывание: «Социализм – это учёт». Однако, как ни странно, основатели III династии Ура за 4000 лет до Ленина пришли к той же мысли – примерно половина всех сохранившихся глинописных табличек (около 100 000) представлят собой документы учёта государственных хозяйств этой династии. 

    И.М. Дьяконов пишет: «Учёт был чрезвычайно строгим; всё фиксировалось письменно; на каждом документе, будь это хотя бы выдача двух голубей на кухню, стояли печати лица, ответственного за операцию, и контролёра; кроме того, отдельно вёлся учёт рабочей силы и отдельно – выполненных ею норм; каждое поле делилось на полосы вдоль и поперёк, и один человек отвечал за контроль работы по поперечным полосам, другой – по продольным; таким образом осуществлялся их взаимный контроль крест-накрест. Разовые документы сводились в годовые отчёты по отрядам, городам и т.д.»

    Стандартизации и унификации не избежали и религиозные представления. Многочисленные, зачастую противоречивые системы  номовых божеств были упразднены, а вместо них была создана единая стройная система во главе с покровителем государственности царём-богом Энлилем Ниппурским. Разработано было также учение о божественном происхождении «царственности», которая была в первоначальные времена спущена с неба, а затем переходила от города к городу и от династии к династии, пока не дошла до III династии Ура.

    В созданной отцами-основателями системе управления казалось было предусмотрено всё, вплоть до малейших мелочей, но одну очень существенную вещь они всё же не учли – в жизни каждого государства неизбежно возникают неожиданные экстремальные ситуации, требующие срочного вмешательства власти. Но о каком срочном вмешательстве может идти речь в предельно централизованном государстве, раскинувшемся на тысячу километров, при полном отсутствии адекватных средств коммуникации? В этих условиях ликвидация автономных частей – номов – лишило систему всякой гибкости и сделало чрезвычайно неустойчивой.

 

Появление амореев – конец акадско-шумерского социализма

    Будучи людьми достаточно предусмотрительными, цари Ура распорядились построить заградительную стену, простиравшуюся по краю пограничной пустыни от Евфрата до Тигра. Однако около 4 тысяч лет назад на, казалось бы, идеально защищённой территории внезапно появились пастухи овец амореи. Царь Ура Ибби-Суэн был в это время в какой-то дальней поездке и не мог отдать необходимые распоряжения. В результате вторжение амореев привело к вполне предсказуемой катастрофе.

    Амореи гнали своих овец на хлебные поля и окружали попадавшиеся на пути города. Не получая ниоткуда помощи, местные энси (главы администрации) быстро сдавались. Отряды гурушей разбегались и грабили вместе с амореями государственные склады. Вернувшись в Ур, царь застал здесь начавшийся голод, т.к. продовольствие перестало поступать в столицу от половины округов. Посланный за продовольстием в незатронутые нашествием районы страны чиновник Ишби-Эрру свёз хлеб в маленькое селение Иссин недалеко от древнего Ниппура и потребовал предоставить ему суда для перевозки зерна. Когда выяснилось, что у Ибби-Суэна судов нет, Ишби-Эрру почувствовал свою силу и сам объявил себя царём, а уцелевшие энси признали его притязания. Царь Ибби-Суэн продержался ещё несколько лет в голодающем Уре, но был вынужден сдаться, когда амореи пропустили к Уру войска царя Элама. После ухода этих войск Ишби-Эрра стал единственным царём Нижней Месопотамии, а на остальной территории бывшего великого царства появилось несколько более мелких царств. 

     Хотя новое царство Иссина старалось сохранить все порядки III династии Ура, это удавалось далеко не во всём. В новых условиях уже невозможно было содержать громадные государственные хозяйства и пришлось раздать часть земли частным лицам. Поскольку централизованное распределение продукта стало невозможным, стала развиваться обменная торговля. Все эти перемены, однако, не усилили государство, продвижение амореев не было остановлено, так что уже через несколько десятилетий и царство Иссина перестало существовать, а на его месте появилось множество государств.

Возникновение рыночного хозяйства

    В мелких и мельчайших царствах, возникших после развала социалистической империи, очень быстро сложилась экономика, основанная на чисто рыночных отношениях. При этом сельским хозяйством занимались крестьянские кооперативы, а в городах появилось множество частных мастерских (производственный капитал), существала активная внутренняя и внешняя торговля (например, медная руда привозилась на кораблях с рудников, находившихся на расстоянии многих сотен километров), а также финансовый кредит.   

 

   Социализм с египетским лицом 

Строители египетского социализма

    Главной рабочей силой, на которой держалось практически всё народное хозяйство Египта, были люди, которых в период Среднего царства (ХХI-XVIII века до н.э.) называли хемуу нисут (царские рабочие). В последний период существования Египетской державы – Новое царство (XVI-XI века до н.э.) – этих же людей стали называть семдет (профессионалы). Работать семдет могли в царском и в храмовом хозяйстве, или в хозяйстве какого-либо царского сановника – там, куда их направляли специальные комиссии по распределению рабочей силы. Такие же комиссии раз в год проводили смотр достигших совершеннолетия юношей для определения их будущей судьбы. Самых сильных и здоровых отбирали для службы в армии, а другим назначали профессию в соответствии с имеющимися у них навыками. Поскольку научиться какому-либо делу можно было только у родителей, профессия обычно передавалась по наследству, хотя место будущей работы определяла вся та же комиссия.  

    Несмотря на различие профессий – среди семдет были хлеборобы и садовники, рыболовы и скотники, брадобреи и музыканты, медники и ювелиры – все они жили на зарплату, выдаваемую им натуральными продуктами со склада хозяйства, на котором они работали. Этой зарплаты им обычно хватало для не очень роскошного, но сносного существования, так что даже оставались излишки продуктов, которые они могли обменять на нужные им товары на рынках мелкого обмена.

    То, что труд оплачивался натурой, неудивительно, т.к. товарно-денежное обращение не могло получить широкого развития из-за отсутствия необходимых для перевозки больших количеств товаров средств транспорта – грузы перевозились чаще всего на ослах, не отличавшихся ни высокой скоростью, ни большой грузоподъёмностью. Лошади, появившиеся в Египте после вторжения гиксосов, использовались только в военном деле, /*эксплуатация лошадей требует наличия прочных подков и стала возможной после того, как гиксосы принесли технологию производства бронзы;  однако бронза была слишком дорогим материалом для массового хозяйственного применения*/ а верблюды, ещё очень немногочисленные, – преимущественно для дальних перевозок. Большим препятствием для развития торговли продуктами питания был также жаркий климат, делавший невозможным сколь-нибудь длительное хранение большинства из них. В итоге оказывалось, что большая часть отраслей сельскохозяйственного производства: садоводство, огородничество, молочное и рыбное хозяйство – не могли быть товарными, а имели исключительно натуральный характер.

 

   Социализм и принудительный труд – «близнецы-братья»

    Самой неприятной стороной жизни семдет было обязательное периодическое участие в изнурительных неквалифицированных царских работах: строительных и землекопных, в копях и каменоломнях и т.п. Привлечение к царским работам проходило по разнарядке государственного ведомства по трудовым ресурсам. Координацию деятельности ведомств по выделению рабочей силы, а также обеспечению работ материалами, орудиями труда и продовольствием осуществлял сам чати (премьер-министр). Призванные на царские работы люди (только мужчины) помещались на определённый срок в лагеря, подобные советским «исправительно-трудовым». Например, по данным древнегреческого историка Геродота при возведении пирамиды Хеопса перетаскиванием и погрузкой огромных каменных глыб занимались сто тысяч человек, привлекавшиеся для такой работы на три месяца. Занятые на царских работах люди подвергались жесточайшей эксплуатации под контролем надсмотрщиков, вооруженных палками, которые то и дело пускались в ход.

 /* Такое широкое использование принудительного труда, свидетельствующее о том, что государство живёт не по средствам (имеющиеся доходы не позволяют оплатить труд при обычной норме эксплуатации), вообще, характерно для стран «развитого социализма». Мы уже упоминали об этом явлении в социалистической Месопотамии, но лучше всего оно известно на примере Советского Союза. Как и Древний Египет, Советский Союз жил от одной «великой стройки социализма» до другой. И что бы это ни было – Беломоро-Балтийский канал или Братская ГЭС, Магнитогорский или Челябинский металлургический комбинаты и т.д. – всюду основной рабочей силой были заключённые. Условия работы заключённых были не лучше, а иногда и значительно хуже, чем на царских работах в Древнем Египте, а для пополнения населения ГУЛАГа, которое составляло, как правило, не менее 5% всего населения СССР, т.е. около 15% всей рабочей силы, не покладая рук работали советское законодательство и судебная система, приговаривавшие к большим срокам заключения за ничтожную провинность.

    Наряду с упомянутой «жёсткой» системой принуждения в СССР существовала и несравненно более «мягкая», но тем не менее, достаточно противная – инженеры и научные сотрудники проектных и научно-исследовательских институтов, студенты и преподаватели ВУЗов систематически направлялись по разнарядке райкома партии на сельскохозяйственные, строительные работы, а также на овощные базы на срок от нескольких дней до месяца. Нередко бывало так, что целые научно-исследовательские отделы закрывались на некоторое время, т.к. выезжали на «шефские» работы в полном составе. Такие выезды проходили обычно вполне спокойно – все понимали, что спорить с райкомом невозможно, т.к. «Партия – это великая сила». 

    В наличии связи между социалистическим строем и широким применением насильственных методов нет ничего таинственного. Как показал опыт, социалистическая система может существовать только при жёсткой диктатуре – стоит только чуть отпустить вожжи и всё разваливается, как карточный домик. Однако диктаторская власть – это великий соблазн. Диктатор склонен к «эпохальным свершениям», требующим бóльших затрат, чем допускает реальное состояние народного хозяйства, а его личный опыт показывает, что всё получится, если только хорошо прижать.*/

 

   Египетская и советская «Номенклатура»

    Правители стран социализма обычно прекрасно понимали, что нещадно эксплуатируемое большинство населения – ненадёжная опора в критические моменты жизни государства. Поэтому жизненной необходимостью было создание достаточно мощного привилегированного слоя людей, чьё благополучие целиком зависело от их преданности начальству. В Советском Союзе этот слой назывался номенклатура, т.к. он определялся списком (номенклатурой) должностей, утверждённым Центральным Комитетом партии. Как мы видели, отцы-основатели III династии Ура в Царстве Шумера и Аккада не успели или не смогли хорошо поработать в этом направлении, и их царство мгновенно распалось под натиском кочевников-амореев. Что же касается царей Египта, то они оказались более прозорливыми, так что номенклатура была создана вовремя. 

/* Представим себе, что мы хотим в 10 раз повысить заработную плату человеку, с которым мы рассчитываемся натуральным продуктом. Как это можно сделать? Выдавать ему со склада в 10 раз больше хлеба, молока, рыбы и т.д.? И что он будет с этим делать при отсутствии холодильника? Или оставить количество продуктов питания тем же, но зато выдавать в 100 раз больше пар сандалий – пусть меняет на то, что ему понравится? Вряд ли он поблагодарит нас за такую щедрость. Мудрое египетское начальство нашло замечательный выход – предоставлять в качестве дополнительного вознаграждения не товары, а услуги! */

    Номенклатуре высшего ранга – высокопоставленным чиновникам была предоставлена возможность иметь соответствующие их должности дома, рассчитанные на большое количество различных родственников и домочадцев, а также прикомандированную прислугу из числа семдет: лакеев, парикмахеров, опахалоносцев, телохранителей, музыкантов, певцов и т.д. Все эти люди должны были получать необходимые для их содержания продукты со складов хозяйства этого чиновника. Но чтобы эти продукты на складах появились, потребовалось придать хозяйству достаточно большие участки земли, а также прикомандировать получающих довольство с тех же складов представителей других специальностей: земледельцев, скотников, пастухов, рыболовов, поваров, пекарей, пивоваров, плотников, медников, учётчиков, надсмотрщиков, заведующих складами, управляющих разных уровней иерархии и т.п. Часть этих специалистов были всё те же семдет, а другая относилась к номенклатуре разных рангов: управляющий всем хозяйством имел наиболее высокий ранг, заведующие складами и начальники мастерских – более низкий и т.д. К наиболее низким рангам номенклатуры относились также надсмотрщики на царских работах, писцы, учётчики, контролёры, а также некоторые специалисты: скульпторы, архитекторы, живописцы, врачи, ювелиры и т.п.  

    Важной привилегией номенклатуры была таже возможность учить детей в специальных школах. В результате оказывалось, что подготовленными к выполнению работы родителей оказывались, как правило, их дети, так что номенклатурные должности фактически передавались по наследству, хотя утверждение в должности высших сановников каждый раз производил сам царь.  

    Заметим, что большая часть материальных богатств, которыми пользовалась номенклатура, не принадлежала ей на правах личной собственности, а лишь предоставлялась в пользование «по службе». Тем не менее, разница в жизненном уровне между номенклатурой и простыми семдет была настолько большой, что для чиновников наиболее тяжкой карой  за должностные проступки считался перевод в разряд семдет. Таким образом, вопреки марксистской догме, социальное неравенство возникло в обществе задолго до появления частной собственности на орудия и средства производства.

   /* В Советском Союзе привилегии номенклатуры создавались совершенно другим способом, хотя он также вытекал из несовершенства товарно-денежного обращения. Одной из наиболее характерных черт социализма советского образца был постоянный товарный дефицит, проистекавший из попыток реализации утопической идеи тотального государственного планирования. Поскольку практически всё хозяйство страны было основано на государственной собственности, создавалось впечатление, что можно составить полностью сбалансированный жёсткий государственный план, определяющий работу каждого предприятия. Однако в жизни всегда происходят события, которые заранее невозможно предусмотреть: стихийные бедствия, технические аварии, появление на рынке новых товаров, изменения моды на одежду и т.д. Между тем, план всегда был предельно напряженным, так что достаточного резерва для компенсации всех неожиданностей не существовало. В результате из продажи постоянно что-то исчезало. В разное время к таким остродефицитным товарам относились сливочное масло и сахар, колбаса и сыр, свежее молоко и апельсины, детские платья и туалетная бумага и т.п. Когда дефицитный товар где-то появлялся в продаже, за ним выстраивались многочасовые очереди. Поэтому самой существенной привилегией номенклатуры (секретарей и начальников отделов обкомов и райкомов партии и др.) была возможность приобретать дефицитные товары в спецраспределителях – закрытых магазинах, вход в которые был возможен только по специальным пропускам.*/

 

 И.С. Житомирский

Дата последнего обновления:  27.05.09

Главная страница

 

 

Hosted by uCoz