П. Повар, К. Конюх и П. Плотник

Миф об изобретении языка древними людьми 

    Мышление и речь

    Связь между мыслью и словом была одним из главных объектов дискуссий психологов в течение всего ХХ века. Значительный вклад в понимание этой связи внесла книга Мышление и речь, изданная в 1934 году советским психологом Л.С. Выготским (Лев Семёнович Выготский, 1896-1934) незадолго перед его безвременной смертью от туберкулёза. Одним из главных достижений Выготского было сравнительное исследование роли внутренней речи человека («речь для себя») и внешней речи («речь для других»).

    Внутренняя речь обычно выглядит более бессвязной и незаконченной, чем внешняя, и это вполне естественно, т.к. для передачи своих мыслей кому-либо другому , мы стараемся их «причесать», чтобы сделать возможно более доступными для понимания. Тем не менее именно в процессе внутренней речи и создаётся мысль (Vygotsky: «… мысль не только выражается словами; она осуществляется через слова»).

    Возможно, наибольший вклад в понимание связи мышления со словами внёс, однако, не профессиональный психолог, а писатель Дж. Джойс (James Joyce, 1882-1941). В своей книге Улисс, изданной в 1922 году, Джойс сделал воспроизведение внутренней речи героя («поток сознания») главным литературным приёмом. 

 

    Мысли и понятия

    «Группа слов, выражающих отдельную законченную мысль, называется предложением» – это определение дало нам возможность уже в школьном возрасте осознать, что мысли выражаются словами. Более точно следовало бы сказать, что мысль формируется из понятий (концепций, представлений), связанных в определённую логическую цепочку, а понятия обозначаются словами.

    Так, если, вставши поутру, человек видит мокрую землю и лужи, он думает: «Ночью был сильный дождь». Даже эта несложная мысль требует предварительного формирования и записи в мозговом «запоминающем устройстве» понятий о:

·        том, что иногда сверху («с неба») льётся вода и что это явление называется дождь;

·        том, что дождь может иметь разную интенсивность (в данном случае дождь был сильный – лужи большие);

·        настоящем, прошлом и будущем (слово был говорит о том, что дождь имел место в прошлом);

·        постояннной смене дня и ночи, а также понимание того, что после сна (утром) мы видим результаты событий, случившихся прошлой ночью.

    Иначе говоря, для появления любой мысли у человека должны быть предварительно заготовлены соответствующие понятия и иметься слова для их обозначения. Могла ли в той же ситуации возникнуть подобная мысль у годовалого ребёнка, который освоил только понятия мама, папа и дай? Вряд ли. Единственное, что он мог бы не только подумать, но и сказать – это «а-а-а-а!», т.е. произнести междометие, выражающее неприятное ощущение от сырости.

 

    Понятия и слова

    В разных языках одно и то же понятие обозначается разными словами. Если этносы – носители языков живут в одинаковых или близких условиях, то и понятия, которыми они оперируют, совпадают или близки по смыслу. В этом случае возможен достаточно адекватный перевод мыслей, выраженных на одном из этих языков, на другой язык. В то же время у этносов, живущих в существенно разных условиях, системы используемых понятий могут значительно отличаться друг от друга. Так, людям, которые живут в умеренных широтах, хорошо известно понятие «снег», тогда как индейским племенам, населяющим джунгли Амазонки, это понятие совершенно незнакомо. Однако, для народов севера, проводящих большую часть своей жизни среди снега, этого одного понятия оказывается недостаточно. Так, например, у одного из таких народов – эвенов – имеется около 500 (!) понятий и обозначающих их слов для различных разновидностей снега. А в результате даже краткое сообщение эвена об изменении погоды и снегового покрова может потребовать при переводе на европейские языки многословные расшифровки используемых им терминов. При этом для индейца из джунглей это сообщение останется при всех самых подробных объяснениях непонятным, если мы не покажем ему этот самый «снег» в упомянутых эвеном модификациях и не объясним разницу между ними.

   /* Даже и внутри одного языка, как известно, связь между понятием и словом далеко не всегда взаимно однозначна – существуют слова-синонимы, соответствующие одному и тому же понятию, а также омонимы – слова, обозначающие в зависимомсти от контекста разные понятия. */

 

    На каком языке думают глухонемые?

    Чтобы научить ребёнка, глухого от рождения, говорить, а, следовательно, и думать, существуют два принципиально разных подхода. Первый из них, всё реже используемый из-за его исключительной трудности и малой эффективности – это обучение восприятию и произнесению слов того языка, на котором говорят окружающие, по движению губ. Значительно более удачными оказались специально разработанные языки знаков, т.е. жестов и мимики (на том же принципе основаны языки, используемые в природных условиях гориллами, шимпанзе и некоторыми другими обезьянами). В настоящее время разработано несколько вариантов таких языков, используемых каждый в своём географическом регионе и никак не связанных с обычными устными языками. Так имеются свои языки знаков в континентальной Европе, в Великобритании, в Северной Америке и т.д. В частности, о последнем из них (American Sign Language или, сокращённо, ASL) Карлсон и соавторы  [Carlson et al.] пишут:

 «ASL – это полностью развитый язык, обладающий знаками для имён существительных, глаголов, прилагательных, наречий и всех других частей речи, которые имеются в устных языках. С помощью знаков люди могут общаться быстро и эффективно, могут шутить и даже строить каламбуры, основываясь на сходстве между знаками. Они могут также использовать возможности своего языка, чтобы думать его словами».

    И всё же, несмотря на все достоинства, языки знаков неизбежно оказываются несравненно беднее (количество понятий и обозначающих их слов  примерно на порядок меньше), чем устные языки. Поэтому люди, владеющие только языком знаков, могут научиться выполнять только самую примитивную работу, не требующую сложных умений и длительного обучения.

 

    Критический период в умственном развитии ребёнка

    Специалисты по психологии развития и психолингвистике уже давно отмечали наличие критического периода обучения языку [Scovel, T.]:

    “There is a period during which a child is particularly sensitive to language and during which he learn to talk. It has been shown that if the child … is not in an environment in which there are people to talk, then he will never be able to talk with the same ease as those who have learnt to speak during the period in question.… Language must be imprinted early or not at all”. // Существует период, в течение которого ребёнок особенно чувствителен к языку и в течение которого он учится говорить. Показано, что если ребёнок ... не находится в окружении говорящих людей, он никогда не будет способен говорить с той же лёгкостью, как те, что научились говорить во время данного периода ... Язык должен быть усвоен рано или он не будет усвоен совсем // 

    Как показали сравнительно недавние исследования, проведенные в Ванкуверском Brain Research Centre (центре исследований головного мозга) при университете Британской Колумбии, в первые два года жизни ребёнка треть клеток коры (наружного слоя) головного мозга отмирает. Мозг безжалостно убивает нейронные пути, поставляющие «скучную» информацию, и вознаграждает те, по которым поступает «интересная» информация. По словам директора Ванкуверского центра Макса Сайнедера (Max S. Cynader),

"If you don't use your brain well in your first year of life, the process can go wrong and you will end up with problems that will last all your life,"// «если вы не используете в достаточной мере свой мозг в свой первый год жизни, процесс [уничтожения ненужных нейронных путей] может зайти настолько далеко, что вы получите проблемы на всю оставшуюся часть вашей жизни»//. 

    В статье, написанной Максом Сайнедером совместно с другим канадским учёным – директором отдела психологии в университете г. Кингстон Барри Фростом (Barrie J. Frost) [Mechanisms of Brain Development. Neuronal Sculpting by the Physical and Social Environment // Developmental Health and the Wealth of Nations / Ed. by Daniel P. Keating & Clyde Hertzman. New York: Guilford Press, c1999, pp. 153-184] делается вывод:

“The feature analyzing and processing capabilities of the cortex are shaped by the input that it receives during particular critical periods early in development. Critical periods have been most extensively studied in imprinting and in sensory systems, but there is evidence for their role in higher brain functions as well”// «Возможности коры мозга анализировать и обрабатывать информацию формируются входом [информации], получаемым в течение определённого критического периода раннего развития. Критический период наиболее широко исследовался при изучении восприятия и сенсорных систем, но имеются доказательства его роли и в высшей функции головного мозга»//

   Говоря более простым, житейским языком, последний вывод можно сформулировать так – если ребёнок до достижения критического возраста (большинство специалистов связывают его с возрастом полового созревания) не овладеет никаким языком, то он не научится думать и вырастет идиотом. Это хорошо видно на многочисленных примерах реальных Маугли (детей, выросших среди животных).

 

·        Ребёнок в процессе развития становится Человеком разумным только в том случае, когда он в раннем детстве контактирует с людьми, умеющими говорить – слыша и усваивая человеческую речь, человек научается думать, а, не научившись думать до достижения критического возраста, человек остаётся на всю жизнь идиотом.

·        Язык не мог быть изобретён взрослыми людьми.

·        В любой человеческой популяции каждой новое поколение получало язык в готовом виде от предыдущего и могло вносить в него только незначительные изменения.

·        Поскольку было время, когда людей наверняка не было на Земле, каждый из этносов имел своё первое поколение (начальную популяцию), появившуюся на Земле с готовым языком.

 

Дата последнего обновления:  05.04.10

Главная страница

 

Hosted by uCoz